Новости 2022

Год культурного наследия народов России и коренной народ Курильских островов – айны

5 Май
28.05.2022 сотрудники отдела экопросвещения заповедника «Курильский» совместно с Южно-Курильской центральной библиотекой провели в Южно-Курильске Библионочь, посвященную Году культурного наследия народов России.

В Сахалинской области официально зарегистрированы представители четырех коренных малочисленных народов Севера: нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы. Что касается пятого коренного народа островной области - айну, который когда-то был распространен на островах Курильской гряды, Сахалине, Камчатке и в соседней Японии, то он до сих пор не включен в список малочисленных коренных народов. По данным Всероссийской переписи населения (2010) год в России проживает 109 айнов, в основном, на Камчатском полуострове и всего лишь несколько человек – в Сахалинской области. По словам представителя самой крупной российской общины этого этноса (Камчатка) – Алексея Накамура: «Так получилось, что в России – мы японцы, а в Японии – русские».

К сожалению, отношение к этому народу на государственном уровне обеих стран сильно политизировано. Япония, несмотря на более чем 25 тысяч айнов, проживающих на Хоккайдо, официально признала данный этнос только в 2008 (!) году, а в России современное существование народа айну не признано до сих пор. Хотя, еще в 2018 году на Совете по развитию гражданского общества президент России Владимир Путин, согласился с тем, что народ айну необходимо внести в список коренных народов России.

Между тем, жители Сахалинской области и Курил не хотят забывать о существовании древнего народа, на языке которого носят свои названия большинство островов Курильской гряды и многие другие топонимы области. Эти названия не похожи на русские, но они и не японские, как думают некоторые люди, никогда не посещавшие регион. Это айнские названия, уходящие корнями в столетия, через череду времен: как шум прибоя , шуршание морской гальки, шипение фумарол или крики птиц и морских зверей : «Кунашир», «Ушишир», «Симушир», «Парамушир», «Шикотан», «Итуруп», «Райкоке», «Анива», «Томари» и многие другие…


Малая Курильская гряда. Остров Шикотан. Геннадий Павлишин.

Русские люди всегда были достаточно толерантны к другим народам. Они с уважением и интересом относились к языку и обычаям разных этносов, проживающих на территории России. Изучать, узнавать и сохранять традиции и культуру народов - важно не только в Год культурного наследия наших народов, но и, конечно, в любое другое время.


В культуре пяти коренных народов Сахалинской области много похожего, так как похожи природные условия, хозяйственный уклад, социально-экономическое развитие. Поэтому так много общего и в культурных традициях, мировоззрении народов Сахалина, Курил и всего Дальнего Востока.


Кроме лекционной части, во время которой сотрудники библиотеки и заповедника познакомили собравшихся сначала с сахалинскими и курильскими поэтами и их творчеством, а затем с народами Сахалинской области и их художественными промыслами, был проведен мастер-класс по рисованию народных орнаментов. Каждый мог выбрать за основу один из пяти народных орнаментов – айну, уйльта, нанайцев, нивхов или эвенков и раскрасить его яркой гуашью.


Рассказывая о значении орнамента коренных народов, важно подчеркнуть их тесную связь с природой. В узорах, которыми были украшены одежда и предметы быта, можно разглядеть элементы цветов и деревьев, летящие облака и морские волны, птиц и зверей, морских животных, горы и реки.

Нанайские узоры. Геннадий Павлишин.

Все основные виды криволинейного (крупные и мелкие спирали, фигурные скобки, сердечки) и геометрического типа (полосы, круги, ромбы, квадраты, кресты, звезды, меандры) связаны с мифологией, культами солнца, плодородия, небесного змея и анимизмом (обожествление природы и её одухотворение).


Природа служила основой всех орнаментов коренных народов, вдохновением и оберегом. Наиболее сложные орнаменты и узоры, с помощью которых изображали модель мира (миров) или Древо жизни  - также своего рода оберег и напоминание о важности окружающего природного мира в жизни социума и каждого отдельного человека.

В оформлении статьи использованы фотографии Елены Миштугиной и рисунки хабаровского художника-этнографа – Геннадия Павлишина.

Рисунок на главной странице: Айны на Сахалине.

Старейший сотрудник библиотеки - Нина Сабирова рассказывает о поэтах Сахалина и Курил.

Все желающие могли раскрасить узоры-обереги.

Айнские мотивы.

Рядом с деревней ороков (уйльта).

Нивхская сказка о храбром Азмуне.

Многоцветье нанайских узоров.

У эвенков много геометрических узоров и распространён зубчатый орнамент. Одно из священных животных - северный олень, а также птица - гагара, которую символизирует крестообразная фигура в виде птичьего следа.

В недавно изданную книгу "Сказочный Сахалин" Александры Агафоновой с иллюстрациями Ксении Вороновой (изд-во Press Pass, 2021 г.) вошли редкие и неизвестные сказки малочисленных народов Сахалинской области. В настоящее время книгу можно приобрести в книжных интернет-магазинах.

Сканируя qr-код можно послушать сказки на русском, нивхском или уйльтинском языке.