28.05.2022 сотрудники отдела экопросвещения заповедника «Курильский» совместно с Южно-Курильской центральной библиотекой провели в Южно-Курильске Библионочь, посвященную Году культурного наследия народов России.
В Сахалинской области официально зарегистрированы представители четырех коренных малочисленных народов Севера: нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы. Что касается пятого коренного народа островной области - айну, который когда-то был распространен на островах Курильской гряды, Сахалине, Камчатке и в соседней Японии, то он до сих пор не включен в список малочисленных коренных народов. По данным Всероссийской переписи населения (2010) год в России проживает 109 айнов, в основном, на Камчатском полуострове и всего лишь несколько человек – в Сахалинской области. По словам представителя самой крупной российской общины этого этноса (Камчатка) – Алексея Накамура: «Так получилось, что в России – мы японцы, а в Японии – русские».
К сожалению, отношение к этому народу на государственном уровне обеих стран сильно политизировано. Япония, несмотря на более чем 25 тысяч айнов, проживающих на Хоккайдо, официально признала данный этнос только в 2008 (!) году, а в России современное существование народа айну не признано до сих пор. Хотя, еще в 2018 году на Совете по развитию гражданского общества президент России Владимир Путин, согласился с тем, что народ айну необходимо внести в список коренных народов России.
Между тем, жители Сахалинской области и Курил не хотят забывать о существовании древнего народа, на языке которого носят свои названия большинство островов Курильской гряды и многие другие топонимы области. Эти названия не похожи на русские, но они и не японские, как думают некоторые люди, никогда не посещавшие регион. Это айнские названия, уходящие корнями в столетия, через череду времен: как шум прибоя , шуршание морской гальки, шипение фумарол или крики птиц и морских зверей : «Кунашир», «Ушишир», «Симушир», «Парамушир», «Шикотан», «Итуруп», «Райкоке», «Анива», «Томари» и многие другие…
![](https://static.tildacdn.com/tild6536-6337-4163-b964-336436326262/photo.jpg)
Русские люди всегда были достаточно толерантны к другим народам. Они с уважением и интересом относились к языку и обычаям разных этносов, проживающих на территории России. Изучать, узнавать и сохранять традиции и культуру народов - важно не только в Год культурного наследия наших народов, но и, конечно, в любое другое время.
![](https://static.tildacdn.com/tild6232-3366-4536-b635-373736303130/1.jpg)
В культуре пяти коренных народов Сахалинской области много похожего, так как похожи природные условия, хозяйственный уклад, социально-экономическое развитие. Поэтому так много общего и в культурных традициях, мировоззрении народов Сахалина, Курил и всего Дальнего Востока.
![](https://static.tildacdn.com/tild6430-6264-4838-b662-373935366333/3.jpg)
Кроме лекционной части, во время которой сотрудники библиотеки и заповедника познакомили собравшихся сначала с сахалинскими и курильскими поэтами и их творчеством, а затем с народами Сахалинской области и их художественными промыслами, был проведен мастер-класс по рисованию народных орнаментов. Каждый мог выбрать за основу один из пяти народных орнаментов – айну, уйльта, нанайцев, нивхов или эвенков и раскрасить его яркой гуашью.
![](https://static.tildacdn.com/tild6435-3332-4664-b339-616262386132/5.jpg)
Рассказывая о значении орнамента коренных народов, важно подчеркнуть их тесную связь с природой. В узорах, которыми были украшены одежда и предметы быта, можно разглядеть элементы цветов и деревьев, летящие облака и морские волны, птиц и зверей, морских животных, горы и реки.
![](https://static.tildacdn.com/tild3830-6133-4964-a562-653866333262/Nagishkin_Dmitrij_Ta.jpg)
Все основные виды криволинейного (крупные и мелкие спирали, фигурные скобки, сердечки) и геометрического типа (полосы, круги, ромбы, квадраты, кресты, звезды, меандры) связаны с мифологией, культами солнца, плодородия, небесного змея и анимизмом (обожествление природы и её одухотворение).
![](https://static.tildacdn.com/tild3934-3166-4564-a231-623830393330/1.jpg)
Природа служила основой всех орнаментов коренных народов, вдохновением и оберегом. Наиболее сложные орнаменты и узоры, с помощью которых изображали модель мира (миров) или Древо жизни - также своего рода оберег и напоминание о важности окружающего природного мира в жизни социума и каждого отдельного человека.
В оформлении статьи использованы фотографии Елены Миштугиной и рисунки хабаровского художника-этнографа – Геннадия Павлишина.
Рисунок на главной странице: Айны на Сахалине.
![](https://static.tildacdn.com/tild3061-6361-4139-a361-326136383533/2.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3065-3239-4239-a233-313039656266/4.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6461-6565-4632-a135-383631316365/2.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3832-3631-4538-a631-386534333234/photo.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6335-6464-4162-a334-363231353837/photo.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6439-6638-4533-b866-623937333639/14.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3361-6533-4761-b139-343432333366/photo.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3935-3263-4336-a630-356631353837/photo.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3632-3534-4632-b864-316364626530/photo.jpg)